Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральная энергетическая таможня

10 мартa 2020 11:10

На 46 миллиардов рублей больше планового задания 2019 года Центральная энергетическая таможня ФТС России перечислила в российский бюджет, сообщил в своем интервью Начальник таможни - Пирог С.Н.

Интервью Начальника Центральной энергетической таможни ФТС России, полковника таможенной службы, Пирога Сергея Николаевича по итогам 2019 года и планам на 2020 год

(беседовала пресс-секретарь Центральной энергетической таможни)

 

На 46 миллиардов рублей больше планового задания 2019 года Центральная энергетическая таможня ФТС России перечислила в российский бюджет, сообщил в своем интервью Начальник таможни - Пирог С.Н. 

Сергей Николаевич, это колоссальная сумма - 46 миллиардов рублей. По информации интернет-издания БЮДЖЕТ.RU эта сумма значительно больше доходов бюджета на 2020 год (в млрд. рублей) таких житниц России, как Ставропольский край (44,3), Волгоградская область (43,3), Ивановская область (45,1)  Республика Мордовия (42,9), а также Орловская область (36,6) млрд. рублей.

Вопрос: Какое плановое задание в цифровом выражении ставилось перед коллективом Центральной энергетической таможни на 2019 год?

Пирог С.Н. Несмотря на все препятствия и вызовы, в том числе международного масштаба, Центральной энергетической таможней ФТС России (далее – ЦЭТ) в федеральный бюджет за 12 месяцев 2019 года перечислено 2 трлн. 28 млрд. рублей при плановом задании 2 трлн. 227 млрд. 188,59 млн. рублей. В том числе, более 99 % (более 2 трлн. рублей) от общей суммы таможенных платежей перечислено ЦЭТ в федеральный бюджет с использованием ресурса «Лицевые счета – ЕЛС» ЦЭТ.

Следует отметить, что ЦЭТ осуществляет администрирование лицевых счетов крупнейших плательщиков таможенных пошлин, налогов, таких как ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ-НК», ООО «Газпром Экспорт», ПАО «НК «Лукойл», ПАО «АНК «БАШНЕФТЬ», ПАО «Газпром нефть» (всего 93 участника ЭД).

В итоге, плановое задание, поставленное перед Центральной энергетической таможней руководством ФТС России и Правительством Российской Федерации, выполнено более чем на 102 %. Перевыполнение составило более 46 млрд. рублей.

Вопрос: Вы упомянули препятствия и вызовы. В чем они состояли?

Пирог С.Н. Следует отметить, что значительное влияние на  сокращение собираемости таможенных платежей в 2019 году в сравнении с 2018 годом оказали следующие негативные факторы:

- снижение  на 7,5 % средних цен на газ природный (2018  г.  – 226,1 долл. США за тыс. м³, 2019 г. – 209,1 долл. США за тыс. м³);

-  снижение на 26,5 % значения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, средняя величина которой в 2019 г. составила 93,7 долл. США/тн.  (в 2018 г. – 127,8 долл./тн.). Снижение ставок в отчетном периоде обусловлено в свою очередь падением цены на нефть марки Юралс на 6 % (2018 - 69,7 $/баррель, 2019 – 63,9 $/баррель) и уменьшением на 5 % значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете ставок вывозных пошлин на нефть;

- действие «Налогового маневра». Данный маневр подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% от цены нефти в 2019 г. до 0%, начиная с 2024 г. А также сокращение на 7,52% средних цен на газ природный в 2019 г. – 209,1 долларов США за тыс. м³, - пояснил Пирог С.Н.

Существенное сокращение доходов от экспорта нефтепродуктов обусловлено снижением объемов производства и экспорта мазутов, облагаемых «нефтяной» пошлиной на фоне практически неизменной динамики производства дизельного топлива и бензина. По данным Минэнерго России производство мазутов сократилось в 2019 г на более чем 2 млн. тонн.  Снижение производства темных нефтепродуктов связано с увеличением глубины переработки нефти в рамках проводимого налогового маневра, направленного, в том числе, на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

Также существенное влияние на собираемость вывозной таможенной пошлины на нефть сырую - особенно в I квартале 2019 года - оказало введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Вопрос: Что способствовало выполнению планового задания, стоящего перед Центральной энергетической таможней на 2019 год?

Пирог С. Н.  Несмотря на объективно существующие проблемы, в 2019 году сохранялась положительная динамика вывоза нефти сырой и отрицательная – вывоза природного газа. Объем природного газа, оформленного на экспорт, в 2019 году составил более  220 млрд. куб. м, что ниже показателя 2018 года на 2,2%. Вместе с тем объем транзитного природного газа на экспорт в 2019 году практически не изменился и составил 2,4 млрд. куб.м.

Наибольшую долю поступлений, как и в 2018 году, составили доходы от экспорта нефти сырой – более 49 %. На долю природного газа приходится 30,6 % доходов. Перечисления от экспорта нефтепродуктов принесли в бюджет более 20 % общей суммы доходов, администрируемых ЦЭТ.

В 2019 году через границу Российской Федерации экспортировано более 265 млн. тонн нефти сырой, что на 2,7 % больше, чем в 2018 году. В 2019 году ЦЭТ оформлено на экспорт более 133 млн. тонн нефтепродуктов.

В отчетном периоде ЦЭТ оформлено около 19 млрд. кВт*ч электроэнергии, что больше чем в 2018 году.

Вопрос: В последние годы российская экономика переходит на инновационные пути развития. Какие приоритетные направления совершенствования  деятельности Центральной энергетической таможни на ближайшую и долгосрочную перспективы можно назвать? 

Пирог С.Н. Переход Российской Федерации на инновационные пути развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности сформировали предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определила ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Одним из актуальных направлений минувшего года и нынешнего - 2020 г. стало своевременное выявление нарушений валютного законодательства; выявление в текущем режиме (до завершения срока действия контракта) признаков предполагаемых нарушений; выявление и пресечение деятельности номинальных юридических лиц, и привлечение к ответственности физических лиц, участвующих в их образовании, противодействие сомнительным валютным операциям в сфере внешнеторговой деятельности.

Отделом валютного контроля Центральной энергетической таможни организован комплексный подход к выбору объектов проверок, который основывается на системном анализе баз данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов, в том числе сведений, получаемых при межведомственном взаимодействии.

В рамках противодействия сомнительным валютным операциям в сфере внешнеторговой деятельности проводится работа по организации информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов для предотвращения случаев совершения незаконных финансовых операций номинальными юридическими лицами (фирмами-однодневками).

Так, в целях обеспечения исключения номинальных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), проводится выявление и передача таможенными органами в налоговые органы информации о признаках недостоверности сведений, указанных участниками внешнеэкономической деятельности при регистрации (информация об отсутствии участников ВЭД по адресу государственной регистрации либо их образовании через подставных физических лиц).

В 2019 году в территориальные органы ФНС России направлены запросы в отношении 40 участников ВЭД, что 23% больше, чем АППГ, по 14 - из налоговых органов поступила информация о внесении в ЕГРЮЛ записи о недействительности сведений об адресе, а по 14 приняты решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Применение данного подхода позволило повысить результативность мероприятий, направленных на предотвращение нарушений валютного законодательства и выявление возможностей совершения незаконных валютных операций.

В 2019 году проведено 94 проверки соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в отношении 60 участников ВЭД, в результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 123 случая нарушения валютного законодательства на общую сумму 3 157,71 млн. рублей.  

В 2019 году по результатам проделанной работы в правоохранительный блок таможни направлено 36 материалов для проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и возбуждено 6 уголовных дел.

В отчетном периоде наблюдалось сокращение количества дел об административных правонарушениях.

Вопрос: Чем это обусловлено?

Пирог С.Н. Это обусловлено существенными преобразованиями, происходящими в стране, с которыми таможенная, налоговая и банковская сферы становятся более простыми и удобными для бизнеса, что означает возможность максимально упростить свои взаимоотношения с таможней, налоговыми органами и банками за счет их перевода в цифровой формат (оптимизация работ по декларированию товаров, совершению валютных операций, использование Интернет-ресурсов ФТС и других федеральных органов исполнительной власти).  На портале ЦЭТ созданы и действуют электронные личные кабинеты участников ВЭД, которые активно насыщаются информационным сервисом.

Вопрос: Закономерно возникает вопрос о Вашем отношении к предложениям о смягчении валютного законодательства.

Пирог С.Н.  Учитывая вышеизложенные факты, считаю, что к решению данного вопроса необходимо подойти очень разумно, чтобы в последствие не пришлось опять что-либо ужесточать.

Вопрос: Какие Вы видите перспективы дальнейшего использования информационных технологий в деятельности Центральной энергетической таможни?

Пирог С.Н. Переход на работу в формате информационных технологий минимизирует человеческий фактор, повышает прозрачность бизнеса  и тем самым ведет к сокращению количества правонарушений.

В соответствии с «дорожной картой» Минфина России по реформированию системы таможенных органов, а также Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года в Центральной энергетической таможне создан и с 1 ноября 2019 года функционирует Энергетический таможенный пост (Центр электронного декларирования).

Его открытию предшествовала очень тщательная подготовка и можно с гордостью отметить, что наш ЦЭД – единственный в России с первого дня работы которого, не возникло сбоев ни по одному из направлений.

В центре электронного декларирования сосредоточено совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском всех видов энергоносителей, помещаемых под таможенные процедуры и вывозимых с территории Российской Федерации (за исключением припасов).

В минувшем 2019 году таможенными постами Центральной энергетической таможни оформлено более 139 тысяч деклараций на товары, что превышает аналогичный показатель 2018 года на 2,3 %.

Одновременно с организационными мероприятиями по началу функционирования ЦЭД продолжалась работа по подбору кадров для Энергетического таможенного поста. Основной задачей, стоявшей перед нами, было сохранение имеющегося кадрового потенциала, так называемого «костяка» оформителей, обладающих опытом работы по совершению таможенных операций в такой специфической области, как оформление энергоносителей. С этой задачей мы тоже успешно справились. Опытные инспектора, в том числе и перешедшие на работу в ЦЭД с реорганизованных таможенных постов, обучают новичков, передавая им свои бесценные, накопленные годами работы  знания и умения.

Таможней совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России полностью завершены мероприятия по наделению Центральной энергетической таможни исключительной компетенцией по совершению таможенных операций в отношении энергоносителей.

После вступления в силу приказа Минфина России от 18 ноября 2019 г. № 187н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров» в ЦЭТ сосредоточено таможенное оформление практически 100 % энергоносителей, экспортируемых из Российской Федерации и помещаемых под таможенные процедуры. За пределами компетенции ЦЭТ на данный момент остаются только энергоносители, вывозимые из России в качестве припасов.

В условиях реформирования таможенных органов, концентрации таможенного оформления в Центрах электронного декларирования, цифровизации процессов таможенного администрирования особенно актуальным остается проведение качественного и результативного контроля после выпуска товаров. В прошедшем году таможней проведено 14 камеральных таможенных проверок (в 2018 году – 33 камеральные таможенные проверки и 1 выездная таможенная проверка, 4 иные формы таможенного контроля (получение объяснений)), вынесено 66 решений в области таможенного дела (в 2018 году – 37). Несмотря на значительное снижение общего количества проведенных проверок, их экономическая эффективность неуклонно повышается.

По результатам проверочных мероприятий доначислены таможенные платежи, пени, наложены штрафы в размере около 397 млн. рублей, взысканы таможенные платежи, пени, штрафы в размере около 430 млн. рублей, возбуждено 23 дела об административных правонарушениях и 4 уголовных дела (в 2018 году – 58 и 7 соответственно).

Вопрос: Выступая на отчетном совещании по итогам выполнения Центральной энергетической таможней планового задания 2019 года по перечислению в бюджет Российской Федерации, заместитель руководителя ФТС России Е.В. Ягодкина сообщила, что «на примере ЦЭТ Федеральная таможенная служба отрабатывает модель дальнейшего реформирования таможенных органов». Почему была выбрана именно Центральная энергетическая таможня и, в чем заключается ее уникальность?

Ответ: Перед ФТС России действительно поставлены глобальные задачи по ее реформированию, которые необходимо осуществить в достаточно сжатые сроки и при постоянно меняющихся условиях реализации.

 Совершенно очевидно, что Центральная энергетическая таможня по своему уникальна в структуре Федеральной таможенной службы. Это связано со спецификой ее деятельности – топливно-энергетический комплекс. Прежде всего, данный факт накладывает очень высокие требования на коллектив таможни в плане образования и профессиональной подготовки с учетом специфики деятельности.

Поэтому, на отчетном совещании была поставлена задача в 2020 году заняться совершенствованием подготовки кадров ЦЭТ, чтобы, как подчеркнула Е.В. Ягодкина, «людей не только набирать, но и научить с учетом специфики деятельности ЦЭТ, чтобы они обладали, в том числе, глубокими познаниями по номенклатуре товаров».

Без ложной скромности можно сказать, что ЦЭТ действительно является флагманом таможенных органов, так как мы больше всех в структуре таможенных органов даем поступлений в бюджет Российской Федерации.

Также, наша деятельность всегда находится под пристальным вниманием не только участников внешнеэкономической деятельности, но и правительства, профильных министерств и ведомств, парламентариев, правоохранительных органов  и, конечно, средств массовой информации. Это связано с крупнейшими компаниями и их предприятиями, которые осуществляют таможенное декларирование в Центральной энергетической таможне. Например, ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» ПАО «НОВАТЭК» ПАО «Сургутнефтегаз» ПАО «Транснефть» ПАО НК «РуссНефть» и т.д.

В 2020 перед Центральной энергетической таможней стоят большие и важные задачи и, самая главная из них – обеспечить бесперебойную работу ЦЭД и его программного обеспечения. Необходимо довести концентрацию декларирования в ЦЭД до 100%. В 2020 году мы также продолжим работу по совершенствованию авторегистрации и автовыпусков энергоносителей в ЦЭД.

 

Пресс-секретарь

Центральной энергетической таможни

Оценить