Сегодня 12 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Историческая роль и место Центральной энергетической таможни

PDFПечатьE-mail

Усиление роли Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности происходит на фоне формирования современной международной энергетической системы и глобализации рынков энергоносителей. В целях совершенствования механизма дальнейшего расширения энергетической инфраструктуры и осуществления эффективного контроля за перемещением энергоносителей через государственную границу Российской Федерации возникла необходимость создания в стране единого таможенного органа по таможенному администрированию энергоносителей.

Приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была создана Энергетическая таможня, впоследствии преобразованная в Центральную энергетическую таможню.

Центральная энергетическая таможня (далее – ЦЭТ) является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД ТС (энергоносители), входящих в перечень стратегически важных товаров и ресурсов Российской Федерации.

Регионом деятельности таможни является вся таможенная территория Российской Федерации.

С 2006 года ЦЭТ последовательно проводятся мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей, усилению таможенного контроля за экспортными объемами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

На сегодняшний день в составе ЦЭТ функционируют 11 таможенных постов, расположенных в ключевых по объемам оформляемого экспорта энергоносителей федеральных округах Российской Федерации:

– Московский энергетический таможенный пост (г. Москва);

– Межрегиональный энергетический таможенный пост (г. Москва);

– Южный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Новороссийск, Краснодарский край);

– Северо-Западный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Приморск, Ленинградская область);

– Кавказский энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(Республика Дагестан, г. Махачкала);

– Дальневосточный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Находка, Приморский край);

– Северный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Кандалакша, Мурманская область);

– Калининградский энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Светлый, Калининградская область);

– Астраханский энергетический таможенный пост

(г. Астрахань, Астраханская область);

– Таможенный пост Рязанский нефтеперерабатывающий завод

(г. Рязань, Рязанская область);

– Мичуринский таможенный пост (г. Мичуринск, Тамбовская область).

Применение системного подхода к централизации таможенного администрирования энергоносителей, проводимой ФТС России и ЦЭТ на протяжении последних семи лет, позволило таможне достичь высоких результатов в решении важнейшей задачи, стоящей перед таможней и таможенной службой в целом, – формирование доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Если в 2006 году ЦЭТ перечислено в доход федерального бюджета 0,65 трлн. рублей, то в 2016 году сумма таможенных и иных платежей, перечисленных таможней в федеральный бюджет, составила 2,00 трлн. рублей.

На сегодняшний день Центральная энергетическая таможня обеспечивает поступление более 45% от суммы доходов, администрируемых всеми таможенными органами Российской Федерации.

Внешнеторговый оборот товаров, оформленных в Центральной энергетической таможне в январе-марте 2017 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 53% и составил более 49 млрд. долларов США.

В январе-марте 2017 года таможенными постами Центральной энергетической таможни оформлено 17 783 ДТ (без учёта временных таможенных деклараций), в том числе импортных – 86, экспортных – 17 697. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года (15 727 ДТ) количество ДТ увеличилось на 13%

Помимо перечисленных энергоносителей на таможенных постах ЦЭТ в соответствии с установленной компетенцией декларируются газовый конденсат, сжиженный газ, каменный уголь, бурый уголь (лигнит), торф, кокс и полукокс, битум нефтяной, битумные смеси и прочие углеводороды.

Таможней продолжается активная работа по развитию перспективных таможенных технологий, таких, как электронное Интернет-декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование, направленных на совершенствование, упрощение и ускорение таможенных операций.

На протяжении последних лет в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации ЦЭТ проводились мероприятия по осуществлению перехода на 100% предоставление сведений в электронном виде при декларировании энергоносителей с использованием сетей международной ассоциации «Интернет», способствующих ускорению и упрощению процесса декларирования товаров.

Для повышения качества предоставления услуг таможенными органами, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, таможенные посты, подчиненные таможне, успешно применяют технологию «удаленного выпуска», утвержденную приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845. На сегодняшний день практически все таможенные посты ЦЭТ включены в перечень таможенных органов, применяющих технологию «удаленного выпуска». Применение данного порядка позволяет использовать технологию взаимообмена информацией о выпуске энергоносителей таможенным постом ЦЭТ и таможенным постом погрузки в режиме реального времени с применением современных IT-технологий, а также способствует повышению эффективности таможенного администрирования и оперативности принимаемых управленческих решений.

В настоящее время Центральная энергетическая таможня, единственная из таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, наделена полномочиями по оказанию государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров 27 группы по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В целях обеспечения полного и всестороннего контроля за перемещением через государственную границу Российской Федерации энергоносителей, Правительством Российской Федерации на совещании, состоявшемся в январе 2010 года, было принято решение о создании государственной системы учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов «Нефтеконтроль» (далее ГС «Нефтеконтроль»). ФТС России делегировала полномочия участника государственной системы Центральной энергетической таможне.

В развитие данного решения, по итогам рабочего совещания, проведенного в ЦЭТ Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 2 февраля 2010 года, а также на основании пункта 18 Решения коллегии ФТС России от 12 марта 2010 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год», утвержденного приказом ФТС России от 12 апреля 2010 года № 752, на базе Центральной энергетической таможни создан Центр накопления, обработки и анализа информации о производстве таможенного администрирования энергоносителей, вывозимых за пределы Российской Федерации (далее – Ситуационно-аналитический центр или САЦ).

Основными задачами, поставленными перед САЦ, являются:

  1. Непрерывный мониторинг поступающей информации за погрузкой/перегрузкой энергоносителей на территории Российской Федерации;
  2. Предоставление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации информации о задекларированных и фактически вывезенных объемах энергоносителей в рамках межведомственного информационного обмена;
  3. Направление оперативных решений и указаний подчиненным таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля на соответствие сведениям, заявленным при декларировании энергоносителей, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства;
  4. Накопление и анализ поступающей информации с использованием системы управления рисками.

Для реализации возложенных на САЦ задач используются данные таможенных органов, расположенных в местах погрузки/перегрузки энергоносителей, в местах убытия энергоносителей с территории Российской Федерации, а также данные перевозчиков, в том числе ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт», ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»).

На сегодняшний день завершается начатая в 2013 году опытно-конструкторская работа по разработке автоматизированной информационной системы Ситуационно-аналитического центра ЦЭТ, проводимая для автоматизации деятельности САЦ, а также для осуществления оперативного (в режиме, близком к реальному времени) контроля процессов совершения таможенных операций с энергоносителями, анализа состояния, структуры и тенденции оборота товаров в регионе деятельности ЦЭТ.

В настоящее время на основании решения ФТС России проводятся мероприятия по реорганизации Ситуационно-аналитического центра ЦЭТ и созданию на его базе Центра оперативного мониторинга и анализа (далее – Региональный центр) в целях повышения эффективности применения системы управления рисками в отношении энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, контроля деятельности подчиненных таможенных органов при совершении таможенных операций в режиме, максимально приближенном к реальному времени, осуществления мониторинга сроков совершения таможенных операций, а также прогнозирования взимания таможенных платежей при вывозе энергоносителей участниками внешнеэкономической деятельности.