Сегодня 20 мая 2019 года
Для слабовидящих

Интервью начальника Центральной энергетической таможни Павла Стрельникова журналу "ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение", № 1 (16) январь-февраль, 2013 года "Чистый товар по прозрачным схемам"

PDFПечатьE-mail

Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей.

Помимо технической стороны процесса перемещения данного товара через государственную границу Российской Федерации значительную роль, несомненно, играет таможенное законодательство в этой области.

Ни одна товарная партия энергоносителей не может быть оформлена на вывоз за рубеж без участия специализированного таможенного органа. Таким органом в нашей стране является Центральная энергетическая таможня.

Об особенностях применения таможенного законодательства, регламентирующего перемещение энергоносителей, нашему изданию рассказывает исполняющий обязанности начальникa Центральной энергетической таможни Павел Анатольевич Стрельников.

pa

– Павел Анатольевич, в стране немногие знают о Центральной энергетической таможне. Каковы этапы развития таможни и какие функции на нее возложены?

– В далёком уже 1992 году в Московской региональной таможне был создан отдел таможенного контроля за грузами, перемещаемыми по трубопроводам, линиям электропередач и водным транспортом. Из года в год функции отдела расширялись, объемы работы росли и тогда возникла необходимость создания в структуре Федеральной таможенной службы специализированного таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль за перемещением энергоносителей. В результате в августе 2000 года была создана Центральная энергетическая таможня (далее - ЦЭТ), являющаяся специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в пределах своей компетенции.

На сегодняшний день в составе ЦЭТ функционируют 9 энергетических таможенных постов (Московский, Межрегиональный, Южный, Северный, Северо – Западный, Калининградский, Кавказский, Дальневосточный и Астраханский), созданных в пяти различных федеральных округах Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Юрьевич Бельянинов в своих выступлениях неоднократно отмечал тот существенный вклад, который вносит Центральная энергетическая таможня в доходную часть Федерального бюджета среди всех таможенных органов Российской Федерации.

g__ 1

И это неудивительно, ведь основная доля платежей, перечисляемых в бюджет Федеральной таможенной службой, приходится именно на таможенные платежи, полученные от экспорта энергоносителей. Так, в 2012 году в доходную часть Федерального бюджета Российской Федерации Центральной энергетической таможней перечислено 3,95 триллионов рублей, что на 12% превышает аналогичный показатель 2011 года.

При этом доля перечислений Центральной энергетической таможни составила 60 % от общей суммы перечислений ФТС России.

В целях контроля за энергоносителями, перемещаемыми через границу Российской Федерации и таможенную границу Таможенного союза, на базе ЦЭТ был создан и успешно функционирует современный, оснащённый новейшим оборудованием, Ситуационно-аналитический центр.

Деятельность Центра базируется на комплексном анализе информации о процессах таможенного контроля при перемещении энергоносителей через таможенную границу Таможенного союза.

Ситуационно – аналитический центр начал функционировать на базе Центральной энергетической таможни во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного в рамках проведенного в таможне 2 февраля 2010 года рабочего совещания, а также в соответствии с Решением Коллегии ФТС России.

– Через таможенную границу Таможенного союза перемещаются разные энергоресурсы: нефть, нефтепродукты, газ и электроэнергия. Существуют ли особенности в осуществлении таможенного контроля, в частности, за перемещением электроэнергии и с чем связан особый подход?

– Безусловно, особенности в осуществлении таможенного контроля за перемещением электроэнергии существуют и заключаются в том, что в соответствии с таможенным законодательством этот товар сначала производится, перемещается через таможенную границу Таможенного союза, а лишь потом декларируется. Уникальность декларирования электроэнергии объясняется особенностью её производства и потребления. Электроэнергия – единственный товар, который моментально производится, транспортируется и потребляется. Это чистый товар, который ничем нельзя подменить.

ЦЭТ является единственным таможенным органом в системе ФТС России, которому декларируется электроэнергия, перемещаемая через таможенную границу Таможенного союза.

– Российская Федерация больше покупает или продаёт электроэнергии?

– Конечно, продаёт, наша страна является страной нетто-экспортёром. Вот статистические данные за последние месяцы: Российская Федерация приобрела немногим менее 3,5 млн. тыс. кВт.ч, а продала свыше 240 млн. кВт.ч. Объёмы экспортно-импортных операций зависят не от таможни, а от деятельности хозяйствующих субъектов, ведь, как известно, спрос зависит от сезонности и уровня цен.

- В какие страны поставляется наша электроэнергия?

– В страны Таможенного союза, СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, и конечно же, в страны Северной Европы.

– Много ли «перевозчиков» декларируют передачу электроэнергии?

- Участников внешнеэкономической деятельности на этом рынке немного: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ИНТЕР РАО» и др.

- Как распределяются доли разных видов энергоносителей в общем экспортном балансе, и как меняется этот баланс?

– Наиболее востребованными из энергоносителей на экспорт являются сырая нефть (52 % в балансе), природный газ (19 %), нефтепродукты (мазут –14 %, дизельное топливо – 10 %, бензин автомобильный – 0,5 %), угли – 4%. Доля электроэнергии в этом балансе составляет около 0,5 %. Будет ли изменяться доля того или иного энергоносителей в общем экспортном балансе – неизвестно. Это будет, прежде всего, зависеть от экономической активности бизнеса.

- На Ваш взгляд, будет ли наблюдаться некая тенденция роста доли электроэнергии в общем балансе энергоносителей, экспортируемых из России.

Могу лишь констатировать одно: восточное направление экспорта электроэнергии развивается гораздо динамичнее, чем западное. Связано это с зафиксированным двукратным падением поставок в Финляндию, которая до сего момента была крупнейшим внешним потребителем российской электроэнергии. В свою очередь, работа единого биржевого рынка в Северной Европе приводит к быстрому снижению цены на электроэнергию этих стран, что также сказывается на снижении потребления странами Северной Европы электроэнергии, импортируемой из России. При этом отмечается быстрый рост экспорта российской электроэнергии в Китай, благодаря, по всей видимости, введению в эксплуатацию высоковольтной линии электропередачи Амурская – Хэйхэ. Таким образом, Китай может занять лидирующие позиции по импорту российской электроэнергии. Не стоит забывать и про подписанный в феврале 2012 года договор между Россией и Китаем о поставках 100 млрд. кВт-ч. электроэнергии до 2037 года с варьированием ежегодных объемов в зависимости от нужд китайской экономики.

– Из какого расчёта устанавливается таможенная пошлина на электроэнергию?

– На данный вид товара Правительством Российской Федерации таможенная пошлина не установлена. Но это не значит, что товар не должен декларироваться. У нас и некоторые другие виды энергоносителей не облагаются вывозной таможенной пошлиной. Например, из 20 видов углей пятипроцентной вывозной таможенной пошлиной облагается лишь один. В подобных случаях функция таможни заключается не только в том, чтобы взыскать таможенные платежи в полном объеме, но и чтобы выполнять свою первоочередную задачу – осуществлять таможенный контроль за перемещением энергоносителей через таможенную границу Таможенного союза.

– Можно ли отследить, сколько реально электроэнергии перемещается за границу? Ведь через 20 дней после «съеденной» за кордоном электроэнергии можно попытаться задекларировать всё, что угодно.

- Для того, чтобы этого не произошло, и существует достаточно жёсткий таможенный контроль за перемещением электроэнергии. Электроэнергия, произведённая в Российской Федерации, перемещается за рубеж исключительно через технологически обусловленные места, в которых установлены приборы учёта электроэнергии. С этих приборов с определённой периодичностью снимается информация, которая впоследствии поступает в нашу таможню. Центральная энергетическая таможня, регион деятельности которой – вся Российская Федерация, является статистическим, методологическим, аналитическим и консультационным центром.

Существующая на сегодняшний день организация таможенного контроля за перемещаемой с территории Российской Федерации электроэнергией, также как и за другими товарными потоками энергоносителей, достаточно сбалансирована и ведется по двум направлениям - документальный и фактический контроль. Документальный контроль заключается в предоставлении таможенных деклараций энергетической компанией-отправителем непосредственно в Центральную энергетическую таможню по факту передачи электроэнергии. Фактический же таможенный контроль осуществляется в технологически обусловленных местах узлов учета электроэнергии. Данные со всех приборов учёта по таможенным каналам связи поступают в Ситуационно-аналитический центр ЦЭТ, где обрабатываются и анализируются. На основании проделанной работы специалисты составляют аналитические отчеты и справки. Полученная информация направляется нами в ФТС России, Минэнерго и другие заинтересованные ведомства.

– Может ли возникнуть разница между показаниями счётчиков на российской стороне и за её пределами?

– Конечно, она и должна быть, что объясняется объективными причинами. Это связано в первую очередь с потерями электроэнергии в сетях, которые происходят на участке между двумя узлами учёта, расположенными по разные стороны границы. Наличие потерь электроэнергии в сетях объясняется не только состоянием линии, но и климатическими, а также географическими условиями, которые в свою очередь закреплены соответствующими нормативами по работе энергосистем.

– И часто такое происходит при перемещении электроэнергии?

Нет. Международная торговля электроэнергией – один из самых прозрачных видов экономической деятельности с таможенной точки зрения. В объективных данных, прозрачных поставках и чётком контроле заинтересованы сами электроэнергетики. На совместном совещании Центральной энергетической таможни и ОАО «ФСК ЕЭС» был обсуждён план автоматизации систем контроля и учёта. Представители ОАО «ФСК ЕЭС» стали инициаторами установок в технологически обусловленных местах новых автоматических систем контроля и учёта электроэнергии. В настоящее время на Северо-Западе России осуществляются пилотные проекты по внедрению автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии «АСКУЭ». Внедрение данной системы учёта перетоков электроэнергии позволяет полностью исключить человеческий фактор и получить информацию, актуальную на данный момент для всех устройств учёта, установленных на межгосударственных линиях электропередачи.

В заключении хочется отметить, что выбранные ориентиры развития таможни, основанные на информационных технологиях, определение четких и понятных правил осуществления таможенных операций в отношении энергоносителей, позволили создать правовую и организационную базу взаимодействия таможни с таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль на всех этапах вывоза энергоносителей из Российской Федерации. Со стороны руководства ФТС России делается все возможное, чтобы никакие возникающие проблемы не мешали ЦЭТ выполнению поставленных перед ней задач.

Баннер