Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральная энергетическая таможня

История

Усиление роли Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности происходит на фоне формирования современной международной энергетической системы и глобализации рынков энергоносителей. В целях совершенствования механизма дальнейшего расширения энергетической инфраструктуры и осуществления эффективного контроля за перемещением энергоносителей через государственную границу Российской Федерации возникла необходимость создания в стране единого таможенного органа по таможенному администрированию энергоносителей.

Приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была создана Энергетическая таможня, впоследствии преобразованная в Центральную энергетическую таможню.

Центральная энергетическая таможня (далее – ЦЭТ) является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД ТС (энергоносители), входящих в перечень стратегически важных товаров и ресурсов Российской Федерации.

Регионом деятельности таможни является вся таможенная территория Российской Федерации.

С 2006 года ЦЭТ последовательно проводятся мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей, усилению таможенного контроля за экспортными объемами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

На сегодняшний день в составе ЦЭТ функционируют 11 таможенных постов, расположенных в ключевых по объемам оформляемого экспорта энергоносителей федеральных округах Российской Федерации:

– Московский энергетический таможенный пост (г. Москва);

– Энергетический таможенный пост (Центр электронного декларирования) (г. Москва);

– Южный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Новороссийск, Краснодарский край);

– Северо-Западный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Приморск, Ленинградская область);

– Кавказский энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(Республика Дагестан, г. Махачкала);

– Дальневосточный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Находка, Приморский край);

– Северный энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Кандалакша, Мурманская область);

– Калининградский энергетический таможенный пост, со статусом юридического лица

(г. Светлый, Калининградская область);

– Астраханский энергетический таможенный пост

(г. Астрахань, Астраханская область);

– Таможенный пост Рязанский нефтеперерабатывающий завод

(г. Рязань, Рязанская область);

– Мичуринский таможенный пост (г. Мичуринск, Тамбовская область).

Применение системного подхода к централизации таможенного администрирования энергоносителей, проводимой ФТС России и ЦЭТ на протяжении последних семи лет, позволило таможне достичь высоких результатов в решении важнейшей задачи, стоящей перед таможней и таможенной службой в целом, – формирование доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Если в 2006 году ЦЭТ перечислено в доход федерального бюджета 0,65 трлн. рублей, то в 2016 году сумма таможенных и иных платежей, перечисленных таможней в федеральный бюджет, составила 2,00 трлн. рублей.

На сегодняшний день Центральная энергетическая таможня обеспечивает поступление более 45% от суммы доходов, администрируемых всеми таможенными органами Российской Федерации.

Внешнеторговый оборот товаров, оформленных в Центральной энергетической таможне в январе-марте 2017 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 53% и составил более 49 млрд. долларов США.

В январе-марте 2017 года таможенными постами Центральной энергетической таможни оформлено 17 783 ДТ (без учёта временных таможенных деклараций), в том числе импортных – 86, экспортных – 17 697. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года (15 727 ДТ) количество ДТ увеличилось на 13%

Помимо перечисленных энергоносителей на таможенных постах ЦЭТ в соответствии с установленной компетенцией декларируются газовый конденсат, сжиженный газ, каменный уголь, бурый уголь (лигнит), торф, кокс и полукокс, битум нефтяной, битумные смеси и прочие углеводороды.

Таможней продолжается активная работа по развитию перспективных таможенных технологий, таких, как электронное Интернет-декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование, направленных на совершенствование, упрощение и ускорение таможенных операций.

На протяжении последних лет в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации ЦЭТ проводились мероприятия по осуществлению перехода на 100% предоставление сведений в электронном виде при декларировании энергоносителей с использованием сетей международной ассоциации «Интернет», способствующих ускорению и упрощению процесса декларирования товаров.

Для повышения качества предоставления услуг таможенными органами, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, таможенные посты, подчиненные таможне, успешно применяют технологию «удаленного выпуска», утвержденную приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845. На сегодняшний день практически все таможенные посты ЦЭТ включены в перечень таможенных органов, применяющих технологию «удаленного выпуска». Применение данного порядка позволяет использовать технологию взаимообмена информацией о выпуске энергоносителей таможенным постом ЦЭТ и таможенным постом погрузки в режиме реального времени с применением современных IT-технологий, а также способствует повышению эффективности таможенного администрирования и оперативности принимаемых управленческих решений.

В настоящее время Центральная энергетическая таможня непосредственно подчинена ФТС России и наделена полномочиями по оказанию государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров 27 группы по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В целях обеспечения полного и всестороннего контроля за перемещением через государственную границу Российской Федерации энергоносителей, Правительством Российской Федерации на совещании, состоявшемся в январе 2010 года, было принято решение о создании государственной системы учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов «Нефтеконтроль» (далее ГС «Нефтеконтроль»). ФТС России делегировала полномочия участника государственной системы Центральной энергетической таможне.

В развитие данного решения, по итогам рабочего совещания, проведенного в ЦЭТ Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 2 февраля 2010 года, а также на основании пункта 18 Решения коллегии ФТС России от 12 марта 2010 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год», утвержденного приказом ФТС России от 12 апреля 2010 года № 752, на базе Центральной энергетической таможни создан Центр накопления, обработки и анализа информации о производстве таможенного администрирования энергоносителей, вывозимых за пределы Российской Федерации (далее – Ситуационно-аналитический центр или САЦ).

Основными задачами, поставленными перед САЦ, являются:

  1. Непрерывный мониторинг поступающей информации за погрузкой/перегрузкой энергоносителей на территории Российской Федерации;
  2. Предоставление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации информации о задекларированных и фактически вывезенных объемах энергоносителей в рамках межведомственного информационного обмена;
  3. Направление оперативных решений и указаний подчиненным таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля на соответствие сведениям, заявленным при декларировании энергоносителей, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства;
  4. Накопление и анализ поступающей информации с использованием системы управления рисками.

Для реализации возложенных на САЦ задач используются данные таможенных органов, расположенных в местах погрузки/перегрузки энергоносителей, в местах убытия энергоносителей с территории Российской Федерации, а также данные перевозчиков, в том числе ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт», ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»).

На сегодняшний день завершается начатая в 2013 году опытно-конструкторская работа по разработке автоматизированной информационной системы Ситуационно-аналитического центра ЦЭТ, проводимая для автоматизации деятельности САЦ, а также для осуществления оперативного (в режиме, близком к реальному времени) контроля процессов совершения таможенных операций с энергоносителями, анализа состояния, структуры и тенденции оборота товаров в регионе деятельности ЦЭТ.

В настоящее время на основании решения ФТС России проводятся мероприятия по реорганизации Ситуационно-аналитического центра ЦЭТ и созданию на его базе Центра оперативного мониторинга и анализа (далее – Региональный центр) в целях повышения эффективности применения системы управления рисками в отношении энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, контроля деятельности подчиненных таможенных органов при совершении таможенных операций в режиме, максимально приближенном к реальному времени, осуществления мониторинга сроков совершения таможенных операций, а также прогнозирования взимания таможенных платежей при вывозе энергоносителей участниками внешнеэкономической деятельности.